Ранее считалось, что тугое пеленание новорожденного – когда руки вытянуты вдоль тела и ноги выпрямлены – позволяет предотвратить появление искривления ног. Но это мнение оказалось не правильным – тугое пеленание новорожденного не физиологично, нарушает развитие мышц и координацию движений рук и ног. Так же, тугое пеленание может нарушить дыхание и нарушает развитие тазобедренных суставов.

Степень кривизны ног у ребёнка определяется не пеленанием, а другими факторами. Например, развитием рахита из-за дефицита витамина Д (что было очень распространено в годы молодости наших бабушек и прабабушек).

Итак, пеленать или одевать новорожденного ребёнка?

Современная медицина рекомендует использовать пеленание в нескольких ситуациях:

  • В период, когда у новорожденного (до 2-3 месяцев) выражен рефлекс Моро. А именно, разведение ручек в ответ на резкие звуки. Это может разбудить грудничка во время сна. Если малыш вздрагивает во сне или будит себя ручками случайно ударив, тугое пеленание в первые месяцы более приемлемо. Ручки должны быть не выпрямлены вдоль тела, а прижаты согнутыми к груди. По мере взросления малыша можно сначала одну ручку высвобождать, потом вторую и уходить от пеленания вообще. Длительность пеленания индивидуальна. Вполне возможно, что свободное пеленание потребуется на время сна до 7-8 месяцев и больше.
  • В период, когда малыш научился переворачиваться и ночами случайно переворачивается и будит себя, тут тоже рекомендовано свободное пеленание.
  • Широкое пеленание обычно назначает ортопед при нарушении развития тазобедренных суставов, в том числе при незрелости и дисплазии.

Для пеленания используем эластичные пеленки. Родителям нужно быть осторожными, не сдавливать грудную клетку и не нарушать дыхание. Не вытягивать малышу ножки прямо. Спеленутый ребенок должен лежать на спине и свободно двигать ножками под пеленкой. Не должен перегреваться – если малышу жарко под пеленкой и одеялом, он будет плохо спать, потеть и беспокоиться.

В период бодрствования – ребёнка лучше не пеленать, пусть свободно двигается и учится управлять своим телом и координацией движений.